Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
Юлиус Скалик и Петр Михайлович Бойко

Две параллельные улицы юго-западного района города носят имена участников гражданской войны: коммуниста-интернационалиста чеха Юлиуса Скалика и бывшего черноморского моряка, рабочего Днепровского завода Петра Михайловича Бойко. Они были командирами бронепоездов «Советская Украина» и «Советская Россия», построенных днепровскими металлургами.

 

В конце мая 1919 года в Каменском наступило кратковременное затишье. Части Красной Армии разгромили банды атамана Григорьева, бесчинствовавшие на Екатеринославщине. Однако положение оставалось сложным. Противник подтягивал силы, готовил новый удар. Главный опорный пункт, работавший на оборону,— Днепровский завод — в эти тревожные дни бездействовал. Большинство рабочих ушло на фронт, другие разбрелись по селам в поисках продовольствия.

 

Именно в этот трудный момент партийная организация Каменского получает срочный заказ Советского правительства — изготовить для борьбы с войсками Деникина два бронепоезда. На призыв большевиков немедленно начать работы сразу же откликнулись лучшие металлурги города: Андрей Беспалов, Иван Арсеничев (отец руководителя городской партийной организации), братья Чепелевы, Дуденко, Латышевы, семья Хлыниных. Трудились по две смены подряд, отдыхали прямо возле станков.

 

Бронепоезда поспели вовремя. Молодую Советскую страну буквально разрывали на части интервенты и белогвардейцы. На тысячи километров растянулся фронт гражданской войны. Штабы Черноморского флота и Южного фронта делегировали командирами этих стальных крепостей своих лучших представителей: Петра Бойко и Юлиуса Скалика. Они и формировали боевые экипажи, основу которых составили рабочие-днепровцы. Священная борьба за светлое будущее объединяла людей разных национальностей.

 

 

Многонациональной но составу была команда бронепоезда «Советская Украина». Вместе с чехом Юлиусом Скаликом сражались украинец Георгий Коваленко — командир башни главного калибра, русский Петр Латышев — машинист паровоза, поляки Константин Яндовский, Франц Маклес, Иосиф Шкода — артиллеристы, немец Карл Раш и румын Василе Никулеску — подрывники и многие другие.

 

А вот экипаж «Советской России» по праву называли семейным. Рядом с черноморскими матросами стояли заводские ребята — пять братьев Дуденко, три Вовкогона, по два Войтащнев и Чепелевых.

 

В августе 1919 года бронепоезд «Советская Украина» отправился на первое боевое задание в район Курска и Орла, откуда деникинцы готовили удар на Москву. Бронепоезд «Советская Россия» начал счет своим победам под Киевом и Бахмачем. Могучие крепости на колесах прошли с боями тысячи километров. Их слава гремела под Брянском и Харьковом, Белгородом и Купянском, на Сиваше и в Крыму.

 

Отгремели залпы гражданской. Боевые побратимы прощались. Петр Бойко возвратился в Каменское, ставшее для него дорогим и близким, устроился на завод. Юлиус Скалик, узнав о распаде Австро-Венгрии и создании самостоятельной Чехословацкой республики, вернулся на родину.

 

Когда началась Великая Отечественная война, майор Бойко снова возглавил бронепоезд, которым командовал до самой Победы. А Юлиус Скалик в годы фашистской оккупации Чехословакии партизанил в горах.

 

После установления народной власти в Чехословакии началась крепкая и долгая дружба металлургов Дзержинки и Тржинецкого комбината имени Великой Октябрьской социалистической революции, где в течение многих лет работал Юлиус Скалик. Обмен рабочими делегациями, передовым опытом, договоры о сотрудничестве, широкие культурные связи стали неотъемлемой частью постоянно углубляющегося процесса сближения советских и чехословацких металлургов. В 60-е годы Юлиус Скалик приезжал в Днепродзержинск, встречался со своими боевыми побратимами.

 

В музее истории города можно увидеть миниатюрные макеты прославленных бронепоездов.



Опубликовано 22.03.2013

14859 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за November 2019г.