Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
О памятнике Прометей в Днепродзержинске. Арсеничев и Харитонов

В центре Днепродзержинска, там, где начинается главная городская магистраль — проспект Ленина,— высится величественный памятник, увенчанный фигурой раскованного Прометея. У ног Прометея — поверженный хищник — орел, в левой руке освобожденного титана - факел с вечным, неугасимым огнем.


Трудящиеся Днепродзержинска полюбили этот монумент. Он вновь и вновь воскрешает в их сердцах многолетний героический путь борьбы рабочего класса за светлое будущее человечества — коммунизм.
На площади у памятника всегда людно. Тысячи людей проходят ежедневно мимо братской могилы. Многие останавливаются здесь, чтобы с уважением прочесть имена похороненных героев. К памятнику тянутся многочисленные экскурсии, а в дни революционных праздников идут к Прометею трудящиеся города я школьники с венками и букетами цветов.


Сорок лет стоит в городе Прометей. Но и сейчас, как. и в далекие годы, у его подножья посетители ведут беседы о монументе, воплотившем в себе героику революционной борьбы каменчан — днепродзержинцев.
Слава о памятнике вышла за пределы Днепродзержинска. Об этом городе пишут очерки, статьи, стихи, создают кинофильмы. И ни один литературный труд, поэтов и прозаиков, ни один фильм не обходится без Прометея. Поистине единственный в своем роде памятник!


По своему глубоко революционному содержанию, повремени сооружения, по художественному решению темы днепродзержинский Прометей является уникальным мо-нументом. Он стал как бы символом Днепродзержинска.


История сооружения памятника уходит далеко в минувшее.
1919 год. С первых дней вступления в Кдменское частей так называемой «добровольческой армии» белогвардейцы рьяно принялись за карательную работу. Первым был арестован и без суда и следствия расстрелян рабочий Днепровского завода Михаил Кузнецов. Тяжело больного тифом старого коммуниста Федора Прокофьевича Сыровца контрразведчики стащили с постели и арестовали. В тот же день они схватили и молодого рабочего Володю Татаренко. Арестованных, как «наиболее опасных преступников», держали в екатерино-славской тюрьме, подвергая их варварским пыткам. Спустя несколько дней Федора Сыровца и Володю Татаренко расстреляли.


Немногим более двух недель работали в подполье М. И. Арсеничев и И. Н. Харитонов. Обстановка для подпольщиков сложилась сразу же неблагоприятной. В Екатеринославе и Каменском усиленно рыскали дени-кинские контрразведчики. Им помогали вылезшие из своих щелей прихвостни буржуазии — шпионы и провокаторы. Улицы беспрерывно патрулировались казачьими разъездами. Движение всех судов и лодок по Днепру было запрещено.


15 июля 1919 года стало последним днем в жизни Арсеничева и Харитонова. Старожилы хорошо помнят их, шедших с гордо поднятой головой по улицам Екатеринослава к месту казни. Они шли полураздетыми, руки были заломлены за спину и крепко связаны веревкой. Над головами беспрестанно свистели нагайки пьяных шкуровцев, избивавших осужденных на смерть коммунистов.


В центре города в тот день были расстреляны Михаил Иванович Арсеничев и Иван Николаевич Харитонов. Они отдали жизнь за дело партии и рабочего класса.


Много лет отделяет нас ото дня их героической смерти. Но образы стойких борцов за наше светлое будущее вечно живы в сердцах поколений...


...О героях, погибших в борьбе с деникинцами, помнили каменчане. Летом 1920 года было назначено перенесение из Екатеринослава в Каменское останков расстрелянных белогвардейцами М. И. Арсеничева, И. Н. Харитонова, Ф. П. Сыровца и В. И. Татаренко.


Навстречу траурному поезду вышли депутаты горсовета, представители организаций, комсомольцы, учащиеся, караульная рота, отряд милиции. Проспект Григория Пелина, прилегающие к нему улицы и площадь перед станцией были запружены народом. Десятки венков, море цветов колыхались в рядах встречающих. Под звуки траурных мелодий похоронная процессия медленно прошла от станции к братской могиле. Здесь было совершено погребение праха героев.


На другой день рабочие завода начали постройку временного деревянного обелиска.


Кровь, пролитая в борьбе с врагами рабочего класса и трудового крестьянства, была отдана не напрасно. Гражданская война подходила к концу; белогвардейцы и интервенты терпели повсеместно поражение; Красная Армия шла к окончательной победе.


В Каменском на рабочих собраниях все чаще стал обсуждаться вопрос о сооружении памятника в ознаменование победы над врагом. Участники собраний горячо спорили об идейном содержании и значении будущего монумента, о его размерах, материале, о месте сооружения.


Решения многочисленных собраний сходились в главном: построить в Каменском на вечные времена величественный, глубоко революционный по идее памятник, запечатлев в нем многолетнюю освободительную борьбу кайенских рабочих против самодержавия и капитализма.


Все предложения рабочих собраний поступали в городской партийный комитет и здесь тщательно изучались. Материальные затруднения того времени являлись серьезным препятствием. Но они не могли сдержать благородного порыва трудящихся в деле сооружения памятника, и вопрос о нем в горкоме партии был решен положительно.


Ленинский план монументальной пропаганды явился для каменских коммунистов лучшей школой, с помощью которой они творчески разрешили художественную и идейную стороны общей задачи. Вскоре было вынесена решение: воздвигнуть в Каменском монумент в духе постановления Советского правительства о памятниках социалистической революции в нашей стране.


Выбор места для памятника не был случайным. Еще в 1919 г. решением городского Совета предусматривались снос старого базара и разбивка на его территории от проспекта Пелина и до нынешней улицы Сыровца большого городского парка. Часть территории отводилась под центральную площадь, названную именем В. И. Ленина.

 

Там, где сейчас расположен вход в парк с проспекта Пелина, шумела когда-то Базарная площадь, на которой в дни Февральской революции 1917 года проходили первые массовые митинги и рабочие собрания. Здесь часто выступали против меньшевиков и эсеров руководи-тели городской большевистской организации; здесь же принимались боевые призывы и решения рабочих-металлургов, связанные с подготовкой вооруженного восстания и захвата власти. Площадь стала для каменчан исторической: она была расположена вблизи завода, где работали, боролись за в.еликие идеи коммунизма славные ра-бочие-днепровцы. По этим соображениям бывшая Базарная площадь и была избрана местом сооружения памятника.


Строительство памятника должно было начаться осенью 1920 года. Задача эта в то время была нелегкой. Завод стоял, ощущался острый недостаток строительных материалов. Не меньшие трудности встретил партком и в подборе исполнителей.


Старые специалисты — главный инженер завода Фохт, начальник литейного цеха Шихов и другие руководящие работники отказались участвовать в сооружении монумента. Они утверждали, что литейный цех Днепровского завода не приспособлен для художественного литья, ссылались на отсутствие чугуна, выискивали другие «объективные» причины. Но за всеми рассуждениями этих лиц угадывался пло'хо замаскированный саботаж. Инженеры Фохт и Шихов по своим политическим взглядам были противниками сооружения революционного памятника.


Партийный комитет, продолжая поиски, привлек к этому делу начальника строительного цеха Днепровского завода А. Я. Сокола.


Инженер-строитель, архитектор и скульптор Алексей Яковлевич Сокол за несколько лет до того приехал в Каменское из столицы. Поступив на завод, он поселился не в аристократической части города — Верхней колонии, а в рабочем поселке, на Песках. С первых дней работы Алексей Яковлевич проявил себя выдающимся инженером-строителем. Он построил в Каменском по своему проекту лучший в то время дом (ныне № 2 по Институтской улице).


А. Я. Сокол был человеком горячего сердца, всесторонне развитым и образованным. Он мог без устали рассказывать о монументальных сооружениях, об искусстве отечественных и зарубежных художников и скульпторов. Всю свою жизнь Алексей Сокол посвятил любимому искусству. Он изучал живопись, ваяние и зодчество в России, Греции, Италии и Германии. Не раз выезжал за границу для ознакомления с древними памятниками и современными сооружениями, часами простаивал перед знаменитыми шедеврами Дрезденской галереи.


Здесь, в Каменском, А. Я. Сокол отдавал свободные вечера делу просвещения рабочих, занимаясь с ними в общеобразовательных кружках и на вечерних технических курсах при заводском училище. По своему мировоззрению Алексей Яковлевич зарекомендовал себя как педагог-материалист.


На строительстве инженер Сокол был близок к рабочим и внимателен к их нуждам, он любил и уважал труд строителя. На заводе Алексей Яковлевич хорошо знал многих рабочих, некоторых большевиков, в их числе токаря Михаила Арсеничева, котельщика Андрея Беспа-лова и других.


Партийному комитету было известно все о начальнике строительного цеха. Коммунисты были уверены в своем выборе, и он оказался верным.


С огромной радостью, большим душевным подъемом приступил А. Я. Сокол к порученному ему делу.
Предстояло сначала создать проект монумента. Инженер Сокол не спешил с принципиальным его решением. Идею памятника он искал в беседах с рабочими, в спорах с друзьями, в советах с коммунистами. Алексей Яковлевич тщательно изучал многие предложения трудящихся завода, которые продолжали поступать в партийный комитет.


Старожилы-каменчане не раз рассказывали инженеру Соколу о прежнем бесправном положении рабочих на Днепровском заводе, о здешнем рабочем движении в до: революционное время. А однажды коммунист И. М. Беседов увлек Алексея Яковлевича рассказом о том, ...



« 1 | 2 | 3 »
Опубликовано 19.04.2013

14876 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за November 2019г.