Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
Гигиеническое воспитание подрастающего поколения

Первый учебник по биологии появился в российских школах в 1783 году. Назывался он «Начертание естественной истории». Его автор В. Ф. Зуев писал, что человек по анатомическому строению походит на млекопитающих животных и имеет все те же органы, что и звери. На этом, собственно, и заканчивалось в школьном курсе биологии гигиеническое воспитание подрастающего поколения в те годы. Но это отнюдь не означало, что матушка-государыня Екатерина II пренебрегала гигиеническими навыками отроков и отроковиц в подвластной ей империи. Екатерина II была женщиной умной и, учредив народные и городские училища в России, позаботилась еще об одном учебном предмете, который назывался «О должностях человека и гражданина». Понятно, что подразумевались не должностные кресла. Ученикам преподавали то, что надлежит делать каждому, чтобы сохранить свое здоровье и быть приятным в житейском обхождении.

Учебник по этому предмету (тоже впервые изданный в 1783 г.) имел довольно длинное название: «О должностях человека и гражданина, книга к чтению, определенная в народных и городских училищах Российской империи, изданная по высочайшему повелению царствующей Императрицы Екатерины второй». Гигиена с биологией слились в одном учебнике много позже, в середине Х!Х века, а в те времена гигиену больше связывали с этикой — философской дисциплиной, изучающей мораль, общественные нормы поведения, обычаи. Надо заметить, что учебник был создан не на пустом месте. Еще раньше домашние наставники учили детей по книгам «Домострой» (XVI век), «Гражданство обычаев детских» (XVII век), «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению» (начало XVIII века)... Но вернемся к учебнику екатерининских времен. «Здравием тела нашего,— рассуждал его автор,— мы называем то состояние, когда наше тело свободно от всех недостатков и болезней». А далее перечислял причины болезней, кои «происходят частью от других людей, частью от нас самих, частью же от непредвиденных несчастных случаев».

Итак, болели тогда из-за: неумеренности в пище, употребления незрелых овощей и плодов, также нездоровых для желудка тяжелых яств. Небрежения от жары и стужи, сидения или стояния на сквозном ветру, а особенно, когда разгорячившись, от сырости и духоты в жилищах. Жестокие страсти, как то гнев, печаль, горесть и прочая всякая плотская нечистота, от коей рождаются страшные прилипчивые болезни, также не способствовали здоровью. Неосторожное употребление всякого оружия и инструментов, неосторожность в лазанье, борьбе, прыганьи, поднимании тяжестей, упущение пригодных лекарств, неосторожное употребление хороших лекарств и слепое употребление способов суеверных,— все это тоже могло кончиться печально.

К непредвиденным несчастным случаям относили внезапный страх, нечаянный стыд, удар, падение, заразительный воздух... Причем в таковых случаях от пострадавшего потребна была «бодрость духа».

Ну, а если ты уже заболел, автор учебника советовал: «Когда кто болезнь какую в себе примет, то должен избегать всего, что недуг его умножить может, и искать помощи и совета у врача. Бог действует при том, посредством своих тварей (то есть врачей.— Р. М.) так, как и в большей части других случаев. Он хочет, чтобы во время болезней наших мы пользовались лекарями и лекарствами. Колдовства и других суеверных средств, как то заговора, нашептывания, опрыскивания, привесок и прочего употреблять не должно; ибо сие Богу противно и заповедью его запрещено. ...Все лекарства, кои Бог нам через искусство врача посылает, употреблять надо надлежащим образом, и держаться точно предписания врача своего, ибо врач разумеет болезнь нашу, и ведает, что нам вредно и полезно». Наверно, к этим советам сегодня присоединится и любой атеист, конечно, при условии, если врач знающий.

Одна из глав учебника — «О благопристойности» учила, как следует ходить, сидеть, вести себя за столом. Все это вам, конечно, известно, поэтому процитирую лишь одно место. «Лицо и руки умывать, ногти обрезывать, а не кусать, голову в чистоте держать и волосы причесывать, а простым людям так подстригать, чтобы они на глаза не висели, лучше всего волосы заплетать и завязывать».

На протяжении XIX века сведения о человеческом теле то вводились в программу средних учебных заведений, то изымались из нее. Но, пожалуй, дольше всего анатомия, физиология и гигиена человека продержалась в кадетских корпусах и в женских гимназиях. В прошлом веке были изданы интереснейшие учебники по этим предметам, в том числе и переводные, в основном, немецкие. В этих книгах был гигиенический практикум, в котором среди прочего приводились способы оценки качества продуктов питания.

И тогда недобросовестные торговцы подмешивали к топленому маслу известь и другие добавки. В учебниках советовали растопить масло, чтобы сор выпал на дно и стал заметен. Для определения свежести яйца рекомендовалось 120 г поваренной соли растворить в литре воды. Свежие яйца тонут, испорченные всплывают. Кстати, почему?

Были работы по определению жесткости воды, присутствию в ней ионов хлора, и другие.

В XIX веке поля часто были заражены спорыньей — плесневым грибком, отравление которым вызывало тяжелые поражения нервной системы.

В учебнике учащихся предупреждали, что если хлеб имеет фиолетовые пятна, горьковатый вкус, то есть его нельзя — можно отравиться спорыньей. А ныне в учебнике «Человек, анатомия, физиология, гигиена», по которому вы учитесь, гигиенических сведений совсем немного.



Опубликовано 17.02.2014

12199 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за July 2020г.