Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
Кинотеатры Днеподзержинска в начале 20 века

Этот факт уже стал историческим курьезом. После первого же публичного показа фильмов в «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов в Париже несколько предприимчивых кинооператоров изъявили желание продемонстрировать всему миру «сенсационную новость». Один из изобретателей кино Опост Люмьер скептически заметил на это: «Будущее не принадлежит кино. Удобнее всего его показывать на ярмарках. Могу вас ангажировать на полгода, максимум на год». Как видим, сам изобретатель кино и не подозревал, что со временем «иллюзион» станет мощным орудием культурного развития человечества, распространять не только знания, но и идеи, формировать общественно - политическую мысль.

Однако Первые «Иллюзион», «синематограф» и всякие «биографы», как называли тогда кино, вырастали все-таки при базарах и ярмарках. Именно здесь ловкие антрепренеры сооружали большие деревянные балаганы, куда постоянно стремились отовсюду люди.

Интересно, что каменские кинематографы при чрезвычайных обстоятельствах могли использоваться и отнюдь не по прямому назначению. Вот пример. Весной 1917 года в городе ждали большого разлива Днепра. Дело было вскоре после Февральской революции и уже действовал Каменский временный исполнительный комитет. Так вот этот комитет довел до сведения местных владельцев кинематографов - на то время еще не национализированных - и общественных заведений, что «согласно оповещения пана губернского комиссара такие помещения будут реквизированы, если они понадобятся во время ожидаемого наводнения».

Один из первых кинозалов (слова « кинотеатр» тогда не существовало) открылся в Каменском при «электро - театре «Модерн». Это за ним уже в 1912 году закрепилась слава чуть ли не «единственного места в Каменском, где за небольшую плату вы получаете вполне приличное удовольствие». Хватало публики и в другом местном электро-театре, который назывался «Аполло». Немалые доходы давал своим владельцам Бучневу и Козицкому третий Каменский биограф - «Художественный театр». Сногсшибательный успех кинематографа заставил местных театралов в феврале 1913 году сделать такое признание: «чувствительности и любви к театру мало. Фантастические картинки биографа поглотили весь интерес нашего обывателя и театру он уделяет мало внимания». Но в тогдашнем театре модой нередко заправляли символисты, их произведения для «простого народа» были сложной и непонятной материей, ребусами, которые невозможно разгадать. Рабочий, ремесленник, домохозяйка или мелкий чиновник стеснялись сказать: не понимаю того или иного «творения», им было неудобно показать свою «необразованность».

Другое дело - кино, где можно было свободно (и категорически ) высказать свое мнение: нравится - не нравится. Поэтому публике в Каменском кинозалах были ближе человеческие чувства и страсти: стремление к любви, красоте, счастью, веселью, такие понятия, как гордость, рыцарство, страдания, бунт. Кино утоляло неутолимую жажду познания и развлечений «маленького человека», становилось своеобразным целлулоидным допингом для кратковременного эмоционального возбуждения, для отрыва от будничной прозы жизни заштатного городка.

Экран превращался в пестрое и интересное зрелище, где массы находили в виде компенсации за однообразную жизнь искушения и грехи, экзотику и роскошь, смешное и жестокое, кокетливых женщин, изящных кавалеров, очаровательных детей, шикарные автомобили, лошадей с лихими всадниками, а вдобавок - кучу сведений о светских сенсациях, модных прическах, туалетах ... И, конечно же, для рекламы первых фильмов большое значение имели интригующие заголовки. Январь 1913. В «Аполло» в то время демонстрировалась «новая программа картин», в которую входили «роскошная драма «Обнаженные сердца», комическая картина «Макс и Дик». В « Модерн» шла «нашумевшая драма «Секрет производства» , а в Художественном театре - «злободневная драма «Накануне балканского пожара или Австрийская шпионка» и комическая картина «Похищение на гидроплане». Кстати, фильм «Фантомас» по роману Пьера Сувестра впервые прошел на экранах Каменском еще в мае 1913 года.

После очередной замены, а программы менялись каждые три-четыре дня, экраны местных биографов заполонили новые «сенсационные» драмы - «Смерть отмечает победу», «Девушка без отечества», «Помни о смерти», «В тумане жизни»... Зато познавательную функцию выполняли так называемые «видовые» картины - «Ривьера» , «Бой быков в Испании», «Охота на обезьян», а также регулярные выпуски «Пате - журнала» (с его девизом «Пате - журнал» все видит, все знает») , «Эклер - журнала», «Хроники Гомон» (Гомон - могучий французский кинопромышленник, вынужден вследствие первой мировой войны продать свои лаборатории и фабрику кинопленки американцам). Экран выводил от скучной повседневности в блестящий мир, полный иллюзорных надежд, радостей и грез. Росли доходы владельцев Каменский биографов, но удобства для зрителей были минимальными.

Вот как описывал один из современников электро-театр «Аполло» накануне первой мировой войны:

«Странные порядки однако происходят в этом биографе. Билеты продают без счета, и пришлось весь сеанс простоять на ногах у стены. Все места были заняты.

... В антракте напустили еще публики и оставили ей саму устраиваться. Поднялся шум, недовольство, крик. Каждый требовал себе места, не находя нигде свободного стула. Наконец, многие, найдя своих знакомых, из сострадания этих последних, уселись на коленях к ним.

Вот где удобство «неравнодушных парочек», - с иронией замечает автор. - Вот где можно встречаться и назначать свидания! В «Аполло» .

... Чтобы не видеть таких непорядков и не краснеть за них, администрация благоразумно выключает свет в антрактах, и публика толчется в темноте, бросается из прохода в проход и ругается на весь голос. Девизом «Аполло» начертано: - Билет бери, а потом тигр тебя дери! Есть хочешь смотреть наши грандиозные, небывалые в мире, трехтысячиметровые картины, пожалуйста, вход открыт, а за все остальное не ручаемся, придется смотреть через толчею и непорядок!

... Зал для зрителей представляет собой некое убожество, беспомощность. Грязные обои во многих местах оторваны и висят лохмотьями, во многих местах отклеились... Это уже слишком «нероскошные отделки», - завершает свои наблюдения автор.

Не слишком отличались от «Аполло» и другие каменские биографы, находившихся в руках частных владельцев. Но интерес к новорожденному седьмому искусству был таким большим, что существующие три биографа уже были тесны. В мае 1913 местные жители узнали о том, что вскоре Каменское украсится еще одним большим и по архитектуре прекрасным домом биографа, который будет построен на месте сгоревшего дома Могилевского. «Место это уже арендовано владельцами художественного театра Бучневым и Козицким. Дом будет достаточно высоким и фасадом выходить на базарную площадь, а сад его - в переулок в противоположную сторону. Это будет по счету в Каменском уже четвертый биограф. Дом рассчитан на тысячу мест».

Действительно, в следующем, 1914 году в Каменском открывается четвертый биограф, названный в стиле того времени, - «Ампир». «Проблемы зрителя» он тоже не имел.

Когда началась первая мировая война, дирекция Днепровского завода стала ходатайствовать перед Екатеринославской уездной комиссией (Каменское входило в состав Екатеринославского уезда) о разрешении проводить кинематографические сеансы, сбор с которых поступал бы в пользу семей лиц, призванных на военную службу. «Кинематографические сеансы устраиваются в доме заводской аудитории еженедельно по субботам, воскресеньям и понедельникам, - писали 3 октября 1914 «Отклики жизни». - Учитывая благородную цель, инициированную дирекцией Днепровского завода, население с. Каменского, надо надеяться, к этому делу отнесется с живым сочувствием и благодушием». И хотя шла война, жизнь продолжалась. «Художественный театр» в октябре 1914-го приглашал на такие картины - «Ужасы войны в огне славянских бурь», комическую «Настроил, разладил и устроил» и научную «В царстве птиц». Художественный театр в те дни решил обогатить свою программу за счет приглашенных танцовщиков.

После каждого сеанса картин выступала симпатичная балерина А. Потапчина, которая пользовалась успехом у зрителя совместно со своим партнером артистом А. Петровским. В пятницу, 10 октября 1914 года, эти гастролеры приподнесли Каменской публике последние новинки танцев. К ним относились танго авторства В. Лольда, танец «Негритянка», музыка Турбана, показан живо и интересно. Соло протанцевал А. Петровський, исполнивший чечетку и сорвал гром аплодисментов. На бис гастролеры исполнили «кикану». Публика осталась довольна последними новинками танцев. Они сопровождались музыкой братьев Рульковских - Болеслава и Казимира. Вот так кинотеатр искал новые формы общения со зрителем. Как видим, внимания со стороны зрителей местным «биографам» хватало. Ибо если вновь сопоставлять театр и кино, сошлемся на мнение одной тогдашней дамы, которая утверждала - в кинематограф ходить во всех отношениях лучше: и дешевле, и быстрее кончается, и одеваться не надо...

Первая мировая война позвала на фронт и молодых каменчан, которые работали в местных кинематографах. В октябре 1916-го один из них, ...



« 1 | 2 »
Опубликовано 02.02.2014

16688 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за August 2020г.