Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
Украинский любительский театральный коллектив в Каменском в начале 20 века

Провинциальный городок (а по официальному статусу - село), которым было Каменское до революции, не часто баловали своим вниманием заезжие театральные труппы. Летом 1913 году Каменское посетила популярная в провинции украинская труппа Павла Васильевича Прохоровича. 15 и 16 июня в помещении народной аудитории актеры ставили классические произведения украинской драматургии «Запорожца за Дунаем» и «Наталка Полтавка». Эти представления всегда имели успех. В ту пору, когда не существовало еще ни радио, ни телевидение, театр вместе с кино оставался едва ли не единственным массовым художественным зрелищем. И поскольку профессиональной (в современном понимании) трупы в Каменском не было, этот пробел долгое время заполняли любители-каменчане, которые имели желание и умение выступать на театральной сцене. Вспомним некоторые постановки украинского любительского кружка.

Украинский театр в Каменском имел колоссальный успех у зрителя. «Местные любители малороссийского искусства, - писал один из их сторонников весной 1915 года, - уже зарекомендовали себя как хорошие сценические исполнители, которые серьезно относятся к театральному искусству... Ведь не так легко при тех ограниченных бутафорских, декоративных и других средствах, которые должны здесь любители, провести более или менее в соответствие с требованиями искусства постановки спектакля».

Чем же привлекал зрителя украинский театр? Кстати, хороший знаток тогдашней провинциальной сцены Юрий Смолич так сопоставлял украинский театр тех времен с современным ему психологическим европейским:

«Он шел будто совсем другими путями, - делился впечатлениями юности писатель, - и в сюжетах пьес, и в трактовке человеческих образов, и в манере актерского исполнения, и во всех аксессуарах. Был он слишком «театральный» театро направленный на массовое восприятие, а не на камерность...». Такая оценка, наверное, будет полностью соответствовать и направлению, которого придерживалась любительская труппа, действовавшая в Каменском. Сельскую публику завораживал сюжетный сантимент пьес, этнографическая красочность песен, танцев, одежды, элементов быта, без чего нельзя представить себе тогдашний репертуар украинского театра.

- Сдружила нас любовь к украинской песне, - вспоминала много лет Надежда Гавриловна Алимова, которая вместе со старшей сестрой Еленой была участницей тех первых украинских спектаклей в Каменском. - На песню сходились соседи, и тогда замечательные украинские песни выливались и на улицу... Так постепенно сложилась группа единомышленников, любителей пения. Рабочий механического цеха Алексей Иванович Ястребцов с женой Анастасией Степановной, Лопаетецкие - Наполеон Иосифович и жена Ефросинья Ильинична, супруги Лобко с детьми, Алимов - Гавриил Васильевич и Татьяна Филипповна, Кожушко с двумя сыновьями, супруги Потоцких, трое братьев Щепакин создали ядро самодеятельной украинской трупы.

Начали любители с хоровых народных песен. Почувствовав силы, перешли к постановке популярных драматических произведений, где было много песен и танцев. Голоса исполнители имели прекрасные, хватало и энтузиазма. Хотя профессионального режиссера не имели, с постановкой спектаклей успешно справились свои же любители - Ястребцов и Лопатецкий. В условиях, когда царский режим не позволял в Каменском деятельности даже невинной «Просвиты», украинские представления оставались единственным проявлением национальной жизни. Так спектакли имели большой успех у зрителя. Елизавета Сергеевна Лобко вспоминала горячий прием спектакля «Назар Стодоля», Надежда Гавриловна Алимова с сестрой Еленой Гавриловне - об успехах спектакля «Ой не ходи, Грицю», в которых они принимали участие. С успехом ставили «Цыганку Азу», «Наталку Полтавку», пьесы Карпенко-Карого.

Каменчане полюбили свой театр. Некоторые представления приходилось делать платными, чтобы приобрести костюмы, изготовить декорации. Занимались благотворительностью: помогали семьям солдат первой мировой войны, бедным односельчанам. Порой на волах ездили со спектаклями в соседние села. Благодаря основателям драматической труппы Сергею Матвеевичу Лобко и Петру Федоровичу Щепакину в Каменском зазвенели бандуры. Позже, под руководством Михаила Сергеевича Лобко, который мальчиком вместе с отцом впервые вышел на сцену в спектакле «Суета», капелла стала заслуженной капеллой бандуристов Украины, а ее руководитель - заслуженным артистом республики. Сергей Гаврилович Алимов проявил себя талантливым режиссером самодеятельних спектаклей, активным участником и организатором художественной самодеятельности. В народном театре металлургов активно выступали три поколения Лопатецких во главе с Наполеоном Иосифовичем. Таким мощным был толчок, данный любителями в самом начале XX века.
Снова вернемся в репертуар 1910-х годов. Какие же представления предлагали каменчанам любители? В 1913 году большим успехом пользовалась пьеса Людмилы Старицкой-Черняховской «Гетман Дорошенко». Долгое время эту пьесу считали националистической (после того как автора судили 1930 неправедным судом по делу «Союза освобождения Украины»), но недавно «Гетьмана Дорошенко» переиздали в Киеве, и мы увидели, какое это величественное, шекспировского размаха произведение. С интересом шел зритель 1913 и на «Гайдамака Гаркуша».

В этой пьесе рассказывалось о некоем украинском Робин Гуде или Ри-Нальдо Ринальдини - благородном разбойнике. Семен Гаркуша - историческая личность, предводитель крестьянского движения на Украине во второй половине XVIII века. В детстве он испытал голод, лишения, помещичий произвол. Поэтому еще ребенком вместе с чумаками покинул дом и странствовал по Украине. В 1756 году появился он на Запорожской Сечи. Участвовал в русско-турецкой войне, был ранен Хаджибеем. После выздоровления возглавил отряд из беглых крепостных и стал нападать на богатые украинские хутора. Не раз арестовывали его, и он всегда убегал. В 1784 году его схватили в третий раз и послали на пожизненные каторжные работы в Херсон, где он, наверное, и погиб. В Украине о гайдамаке Гаркуше было сложено немало преданий и легенд, в которых он изображался защитником простого народа, изобретательным и отважным мстителем. Многие писатели обращались к его образу, начиная с украинского и российского писателя Василия Нарижного, предшественника Гоголя.

А в 1915 году каменчане смотрели «Волшебный путь» Третьякова и «Борцов за мечты» Тогобочного. Эти забытые ныне авторы имели значительный успех у современников. В следующем, 1916 году на местной сцене шли «Месть жидовки» Козич-Уманской, «Облако» Суходольского, «Краденая воля» Третьякова, «Еврейка-вихрестка» Тогобочного.

В апреле 1915 года в помещении заводской аудитории любители поставили хорошо известную и современному зрителю драму М. Старицкого «Ой не ходи, Грицю, та на вечерницы». В этом спектакле впервые выступила в главной роли Маруси одаренная певица Мария Трофимовна Горошко, наделенная, кроме хорошего голоса (меццо-сопрано), еще и музыкальным и драматическим талантом. По оценке современников она «дала типичную Марусю: гордую, страстно любящую, наивную и правдивую».

Иван Андреевич Щеголев (литературный псевдоним Иван Тогобочный, 1862 - 1933) - украинский драматург, мелодрамы которого пользовались успехом в Каменском в начале XX в. Работал на железных дорогах, в частности, на Екатерининской. Как участник любительских спектаклей выступал в Кременчуге, Харькове, Екатеринославе. Умер в Ирпене под Киевом.

Провинциальная публика в те времена ходила в театр «в приподнятом и торжественном душевном состоянии - как в церковь», впрочем, так и называя тогда театр - «храмом искусства». Дебют М.Т. Горошко произвел на зрителей хорошее впечатление: «Гибкая, живая, впечатлительная, она обладает превосходной красноречивой мимикой и сочным, свежим голосом с прекрасной вибрацией в высоких нотах. В той игре слышалось немало недосказанного...» Партнерами М.Т. Горошко выступили любители Кожушко (Гриша) и Ястребцов (Хома) и другие. В спектакле был задействован хор, правда, с недостаточным количеством теноров. В целом спектакль прошел удачно и многочисленная публика наполнившая аудиторию, осталась довольна, долго и горячо аплодируя искусству любителей.

Еще одна пьеса Старицкого - «Невольник» - шла на Каменской сцене в январе 1916 года. С этой постановкой связано несколько интересных курьезов. Упоминавшийся любитель Кожушко неплохо справился с порученной ему сложной ролью. Но вот во втором акте он, как запорожец, отправляется в военный поход... без ружья. Такая трогательная сцена и вдруг такой пассаж: едет казак на войну, а оружие оставляет дома. А произошло так потому, что винтовка системы «Бердан», которой хотели в последний момент одарить актера, конечно же в руках казака была неуместной...

Не обошлось без промаха и в четвертом акте, где одна деталь свела на нет всю сцену. Представьте себе такую удручающую картину. Тюрьма. Казаки, истощенные неволей, закованные в кандалы, томятся в каменном мешке. Из-за кулис появляется их товарищ, такой же запорожец, как и они, отчаянный боец, сын своей эпохи, но .... в подтяжках. Козак вышел, таким образом, модернизированный. И на сцене он все время пытался стоять так, чтобы все видели его и его подтяжки. Поэтому, как видим, были среди молодых каменчан любители похвастаться подтяжками еще в 1916 году. А мы думали это выходка моды нашего времени ...

Неизменной популярностью на Каменской любительской сцене пользовались и спектакли по произведениям Николая Гоголя. 24 мая 1915 в заводской аудитории с успехом прошла комедия «Сорочинская ярмарка», ...



« 1 | 2 »
Опубликовано 02.02.2014

14547 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за August 2020г.