Поиск по Каменскому (Днепродзержинску) - компании, предприниматели, товары и услуги.
Вдохновленные словом Кобзаря

Творчество Тараса Шевченко всегда находила отклик в сердцах каменчан. В свое время киевская газета «Рада» опубликовала заметку под названием «Деньги, собранные между рабочими Днепровского завода в день 100-й годовщины рождения гениального народного поэта Т.Г. Шевченко и назначены на памятник ему в Киеве».1 В заметке - фамилии каменских рабочих и их скромные пожертвования, сэкономленные из небогатых заработков. И пусть сумма была совсем небольшой - пять рублей или сорок копеек, и, как говорят, не деньгами измеряется любовь и уважение к национальному пророку.

В том году в Украине и далеко за ее пределами широко отмечался 100-летний юбилей со дня рождения Тараса Шевченко. Царское правительство запретило отмечать юбилей, потому что боялся публичного проявления любви украинского народа к своему великому поэту. Поэтому вопрос о правительственном запрете чествования памяти Шевченко приобрело важный политический характер. Несколько дней он обсуждался в Государственной думе. Под давлением общественности отдельные официальные учреждения вынуждены были согласиться на юбилей поэта.

В день 100-летия со дня рождения Кобзаря 25 февраля 1914 (по новому стилю это 9 марта) Каменское российское музыкально-певческое общество тоже собиралось почтить память Тараса Шевченко. Должен был быть вечер памяти поэта, который состоял бы из спектакля «Назар Стодоля» и концертного отделения. И местный исправник решительно отказался подписать афишу и не позволил никакого чествования1.

Единственной завершенной пьесой Тараса Шевченко, как известно, является «Назар Стодоля». Образы этого произведения были новыми не только в творчестве Кобзаря, но и во всей украинской литературе XIX века. Пьеса постоянно входила в течение второй половины XIX - начала XX века в репертуар практически всех украинских трупп, ее ставили как профессионалы, так и любители многих городов России, Закавказья, Прибалтики, Средней Азии. По воспоминаниям корифеев украинского театра Марка Кропивницкого, Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского, стоит переоценить значение «Назара Стодоли» в формировании украинского национального театра.

Не могли не обратиться к «Назару Стодоле» и любители театра с Каменского. Одна из первых постановок относится где-то к 1907 году. Однако больше сведений есть о постановке 1915 г. Осенью того года каменчане узнали из местной газеты о том, что «в ближайшее время местными малороссийскими любительскими сценическими силами с участием М.Т. Горошко будет поставлена пьеса «Назар Стодоля», произведение корифея украинской музы Тараса Шевченко».

В то время в Каменском мирно сосуществовали украинский, польский, русский театральные кружки. Конкуренция между ними была творческой, а в выигрыше был зритель, который имел из чего выбирать. «Администрация Днепровского завода предусматривает вскоре расширить заводскую аудиторию, -сообщала в декабре 1910 екатеринославская «Южная заря», - будут постелены балкон, ложи и увеличена сцена. Это тем приятнее, что заводская аудитория является единственным местом, где рабочий и разночинец-обыватель могут отвести душу по-человечески. Здесь ставят спектакли драматическая труппа Нечая и кружок местных любителей «Эхо»; бывают концерты, вечера, чтения. Печально только, что зрительный зал, безупречный изяществом отделки, может вместить теперь не более 500 человек; желающих же попасть сюда бывает порой так много, что половине приходится возвращаться ни с чем…»

О, благословенные времена, когда театр был властителем дум! А цены? Плата за места была еще строго нормированная заводом в интересах рабочей публики, писала та же газета 30 декабря 1910 - от 10 до 50 копеек, не больше. Полный сбор составлял около 150 рублей за вечер. В труппу Украинского кружка, руководимого Ястребцовым, входили любители сцены Щипакин, Потоцкий, Ястребцова, Володина, Алимова, Чернявская, Кожушко, Лопатецкий, Лобко и другие. Каменских любителей в «Назаре Стодоле» привлекли правда выведеных Шевченко характеров. А еще - фольклорные мотивы, картины этнографии и быта украинцев. Эти мотивы и картины проявляи дух народной жизни, исторический колорит изображаемой эпохи.

Фасад театра г. Каменского в Шевченковские дни 1942г.

Фасад театра г. Каменского в Шевченковские дни 1942г.



Тарас Шевченко в соответствии с народными обычаями и обрядами ввел в композиционно-сюжетную основу «Назара Стодоли» сцены сватовства и украинских вечеринок. Автором музыкальной картины «Вечерницы» к драме Шевченко был украинский композитор Петр Нищинский. «Вечерницы» считаются одним из высших достижений тогдашней украинской хоровой музыки. Написанные 1875 году, «Вечерницы» тогда же были поставлены елисаветградским артистическим кружком, пользовались большой популярностью. С большим интересом ждали каменчане постановки «Назара Стодоли», узнав накануне, что «во 2-м акте с участием любительского хора под управлением бывшего регента заводской церкви И.В. Новикова и заводского оркестра под руководством Б.Г. Радзиминського пойдут «Вечерницы», муз. Нищинского».

Интерес каменчан к спектаклю 1915 был вызван и тем, что «пьеса «Назар Стодоля», учитывая крайне тяжелую и сложную постановку не шла на сцене нашего театра уже более восьми лет, а если и шла раньше, то без «Вечерниц», постановка которых требует много времени, труда и энергии».

И вот 18 октября 1915 жители Каменского спешили на встречу с Кобзаревым произведением. Рабочие и служащие, гимназисты и крестьяне (Каменское же тогда официально считалось селом, и сельская община была значительной) сочувствовали Назару Стодоле и Гале, дочери сотника Хомы Кичатого. Забывалось, что где-то гремит первая мировая война. А ее дыхание ощущалось в большом количестве беглецов, пострадавших от военных действий, которых судьба занесла в Каменское. Зрители переносились из XX в далекое XVII столетие, в казацкую слободу возле Чигирина, в ночь на Рождество, когда в пьесе происходит действие.

Спектакль «Назар Стодоля» на сцене заводской аудитории прошел с большим материальным успехом. Зал аудитории был полон. Выручка от спектакля составила 174 рубля. Эти средства пошли на пользу семей воинов, которых царизм послал на фронта первой мировой.

И в следующем, 1916-м году зрители могли смотреть эту вещь. Это свидетельствует об успехе «Назара Стодоли». Особенно тепло воспринимались «Вечерницы». Так, в воскресенье, 31 января 1916 г. любители поставили в народной аудитории «Краденую волю» Третьякова. А в заключение был показан второй акт из «Назара Стодоли» - «Вечерницы».

 

Из книги краеведческих очерков Николая Чабана "Путешествие по старому Каменскому"



Опубликовано 02.02.2014

14541 просмотров страниц сайта infodz.com.ua - город Каменское (Днепродзержинск) за August 2020г.